Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

ГРАФИК

РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Педагог-психолог Арустамова Мария Рудольфовна

Место нахождения: г. Георгиевск, ул. Калинина 150, кабинет №222 (Учебный корпус)

Понедельник (индивидуальные консультации студентов)          08.30 - 15.00

Вторник (консультирование родителей, опекунов)          08.00 - 15.00

Среда (индивидуальные консультации студентов)            08.30 - 15.00

Четверг (индивидуальные консультации преподавателей)         08.30 - 15.00

Пятница (индивидуальные консультации студентов)                 08.30 - 15.00

Педагог – психолог

Осуществляет работу по всем направлениям деятельности психологической службы, разработала «Программу адаптации студентов первокурсников в новых условиях обучения и общения», «Программу формирования социальной компетентности у подростков- детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Программа коррекционной работы и помощи подросткам с ограниченными возможностями», «Программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса».

Владеет методикой проведения психологической диагностики и мониторинговых исследований. Психодиагностическая работа ведется со всеми субъектами образовательного процесса, носит системный характер. Диагностика психологических условий образовательной среды позволяет выявить стрессовые ситуации в образовательном процессе и определить условия, обеспечивающие дифференциацию обучения. Данные, полученные в ходе комплексной диагностики развития подростков, испытывающих трудности в поведении и обучении, применяю в разработке индивидуальных коррекционных программ развития. Изучение личностно-профессиональной деформации «Диагностика «профессионального выгорания» и атмосферы в коллективе «Диагностика социально-психологического климата коллектива» помогает эффективно выстраивать общение с различными участниками образовательного процесса.

Способствую формированию психологической компетентности педагогов через сотрудничество и участие в работе методического объединения классных руководителей. С этой целью были подготовлены и представлены информационно-методические материалы: «Общие условия семейного воспитания», «Проблемы трудных подростков», «Первичная профилактика ВИЧ и наркомании и алкоголизма, курения»

Психологическая помощь

Каждый человек знает, что такое беспокойство, тревога, плохое настроение, раздражительность, а иногда и непонятный страх, депрессии. Обычно, эти ощущения связаны с какими–то причинами, которые не всегда решаются самостоятельно. В этих случаях может быть необходима помощь психолога, психотерапевта.

Психологическая помощь — это широкая многоуровневая сфера помогающей психологической практики. Это область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных внутриличностных и межличностных «проблем», что дает возможность человеку обрести гармонию с собой и внешним миром.

Психолог оказывает помощь студентам, родителям и членам коллектива в форме разовых психологических консультаций и долгосрочной индивидуальной, семейной или групповой психотерапии. Как правило, консультация сконцентрирована на узкой теме, в то время как психотерапия — это более глубокая работа, сконцентрированная на личности в целом. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения проявлений характера, мешающих полноценно жить и развиваться.

Семейная психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье.

Групповая психотерапия (тренинги) в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений.

Целями Психологической службы являются:

1.     Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития студентов в течение всего срока обучения в вузе;

2.     Содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

3.     Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе вуза;

4.     Оказание комплексной социально-психологической поддержки субъектам образовательного процесса.

Задачами Психологической службы являются:

1.     психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

2.     психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;

3.     формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

4.     обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

5.     участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;

6.     психологическое консультирование участников образовательного процесса.

 

Основные направления работы педагога-психолога.

 

1.                Создание условий для личностного и профессионального роста студентов.

2.                Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе их личностной и социальной адаптации в ходе учебно-профессиональной деятельности.

3.                Помощь (содействие) студенту в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: в построении программы личностного и профессионального развития, преодолении нарушений эмоционально-волевой сферы, в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями.

4.                Развитие социально-психологической компетенции, психологической культуры у студентов, преподавателей.

5.                Моделирование профессиональной деятельности и личности будущего специалиста социальной сферы.

6.                Структурирование профессионально важных параметров деятельности и качеств личности в профессионально-психологическом профиле специалиста социальной сферы.

7.                Формирование личностной готовности у студентов к будущей профессиональной деятельности.

 

Направления в работе педагога психолога:

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной самореализации личности в организационном плане отражает технологии использования результатов психодиагностики в целях формирования, развития и коррекции социально и профессионально важных характеристик.

Главной целью психолого-педагогического направления является максимальное содействие психическому и личностному развитию молодых людей, обеспечивающее их готовность к жизненному самоопределению.

Основные виды деятельности психолого-педагогического направления:

Психологическая профилактика (поддержка) и помощь - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов; своевременное выявление таких особенностей личности, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его личностном становлении и развитии. Психологическая профилактика осуществляется посредством таких форм как семинары-тренинги, организационно-деятельностные игры (Зеер Э.Ф.), деловые игры, беседы, мастер-классы.

Психологическая профилактика предполагает следующее:

- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, преподавателям и сотрудникам института в решении личностных, профессиональных и других проблем;

- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности.

Психологическая профилактика направлена на предупреждение возможных отклонений в психическом и личностном развитии студентов, на создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психологическая гигиена - предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, оказание помощи в кризисных ситуациях учебного, производственного и семейного характера и пр.

Психологическая диагностика (психодиагностика) - изучение индивидуально-типологических и психологических характеристик личности и на основе этого формирование профессионально значимых качеств личности студента в процессе его профессиональной подготовки. Полученные данные в ходе диагностической деятельности являются основой для разработки программ индивидуальных и групповых форм работы с целью выявления и разрешения проблемных ситуаций, а также определения приоритетных и перспективных направлений психолого-педагогической деятельности.

Психологическая диагностика направлена на такие аспекты как:

- выявление индивидуально-психологических особенностей обучающихся и других субъектов образовательного процесса;

- определение уровня адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

- изучение мотивационно-ценностной сферы обучающихся;

- выявление специфики внутриличностных и межличностных конфликтов у студентов;

- выявление внутригрупповых статусов и ролей обучающихся для создания благоприятной психологической атмосферы в учебном коллективе;

- актуализация профессионально-психологического потенциала личности.

Данные психодиагностики являются основой для выбора личностно ориентированных технологий профессионального развития человека (личности) и прогнозирования альтернативных сценариев профессионального развития, коррекции профессионально нежелательных качеств и профессиональных деформаций (Зеер Э.Ф.).

Психологическое консультирование - оказание психологической помощи в специально организованном процессе общения психолога и студента (или другого субъекта воспитательно-образовательной среды), в ходе которого оказывается помощь в самопознании, самоопределении и самореализации личности; в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности; формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях и т.д.

Психологическое консультирование - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными и научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Психологические тренинги – теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья. Психологический тренинг - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. Различают следующие виды тренингов:

- тренинги личностного роста: это самопознание, объективация самооценки, принятие себя; коррекция психологических проблем (например, преодоление комплексов); развитие сильных сторон своей личности.

- тренинги коммуникативной компетентности: это совершенствование навыков самопредъявления, самопрезентации; коррекция или формирование имиджа и его составляющих; развитие способностей к оценке партнеров по общению; поиск новых способов поведения в контактах с людьми.

- тренинги профессионального самоопределения: это развитие профессионально важных качеств; понимание своего отношения к будущей профессии; формирование ответственности; повышение учебной и профессиональной мотивации.

Психологическое просвещение – приобщение студентов к психологическим знаниям и формирование у них психологической культуры. Психологическое просвещение осуществляется в рамках работы стенда «Психолог рекомендует» с целью информирования и прояснения ситуаций (задач)когнитивно-психологического аспекта.

Данный вид деятельности реализуется также посредством организации совместной деятельности психологов и студентов в рамках инновационного направления «Психология глазами студентов» для более полного и адекватного понимания специфики психологических потребностей студентов и формирования способов конструктивного и эффективного взаимодействия между студентами и преподавателями.

Формы психологического просвещения могут быть разнообразными: лекции, беседы, консультации, встречи со специалистами, просмотр документальных и художественных фильмов, тематических материалов, подбор литературы и пр.

Психологическое просвещение включает следующие направления деятельности:

- ознакомление профессорско-преподавательский состав с основными закономерностями личностного развития обучающихся;

- популяризация психологических знаний и разъяснение результатов новейших психологических исследований среди субъектов образовательного процесса;

- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, межличностных взаимоотношений;

- формирование у преподавателей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе со студентами и в интересах развития собственной личности;

- ознакомление студентов с основами самопознания, саморазвития, самореализации и самоактуализации личности.

Психологическая коррекция (психокоррекция) - устранение отклонений в поведении и личностном развитии студента. Содержание данного вида деятельности направлено на разработку индивидуальных способов психологической коррекции при различных акцентуациях характера (пограничных состояниях психического здоровья). Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития.

Научно-исследовательская работа направлена на решение следующих задач:

- разработка психодиагностических средств изучения и контроля развития профессионально важных качеств личности;

- проведение лонгитюдных исследований динамики личностного, интеллектуального и психического развития студентов и преподавателей института с целью оказания психологической поддержки в образовательном процессе;

- разработка и реализация программ обучающих курсов, направленных на развитие социально-психологической компетенции, психологической культуры у студентов;

- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся.