Шаблоны Joomla 3 тут

БПОО ГБПОУ ГК - перейти в раздел

 

 

1. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания и аудитории образовательной организации

При входе на территорию ГБПОУ ГК имеется вывеска с названием организации, выполненная рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

На территории колледжа, рядом со зданиями выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.

1.1 Учебный корпус

При входе имеется вывеска, выполненная рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Вход в учебный корпус дублирован наружным пандусом, имеющим уклон 5%. Лестницы и пандус оборудованы поручнями. Выполнена контрастная маркировка ступеней наружной лестницы. Установлены автоматические стеклянные двери с расширенными проёмами и контрастной маркировкой дверей. Порог отсутствует. Оборудована система вызова помощи.

В вестибюле установлен информационный терминал.

В коридорах имеется тактильная предупреждающая и направляющая разметка на путях движения. Лестницы оборудованы поручнями и дублированы мобильным гусеничным подъемником. В аудиториях, оборудованных для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ширина дверных проемов  достаточна для прохода кресла-коляски.

Обеспечена доступность санитарно-гигиенических помещений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: доступные туалетные кабины, расположенная в блоке уборных, достаточная ширина дверных проемов, рядом с унитазом пространство для размещения кресла-коляски, имеются откидные опорные поручни и штанги около унитазов и раковины.

В ГБПОУ ГК имеется сменное кресло-коляска.

1.2 Культурно-спортивный корпус

При входе имеется вывеска, выполненная рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Вход в культурно-спортивный корпус дублирован наружным пандусом, имеющим уклон 8%. Лестницы и пандус оборудованы поручнями. Корпус оборудован стационарной подъемной платформой, обеспечивающей доступ в помещение для инвалидов-колясочников. Выполнена контрастная маркировка ступеней наружной лестницы. Стеклянные двери имеют контрастную маркировку, проём дверей расширен.

В корпусе расположены помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, в т.ч. актовый зал, спортивный зал, библиотека, столовая для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. На каждом из помещений имеется табличка, дублирующая информацию рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Столовая имеет отдельный вход с наружным пандусом, имеющим уклон 8%, оборудованным поручнями,

В коридорах имеется тактильная предупреждающая и направляющая разметка на путях движения.

1.3 Учебно-спортивный корпус

При входе имеется вывеска, выполненная рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Вход в корпус дублирован наружным пандусом, оборудованным поручнями. Стеклянные двери имеют контрастную маркировку.


2. Специально оборудованные учебные аудитории, кабинеты, лаборатории, мастерские для проведения теоретических занятий и практической подготовки, приспособленные для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В 2-х учебных аудиториях учебного корпуса колледжа расширены дверные проёмы, увеличена ширина прохода между рядами столов, имеются одноместные учебные столы для колясочников и оборудовано четыре специальных учебных места с увеличением размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, на полу имеется навигационная плитка;

В 2-х учебных аудиториях на полу имеется навигационная плитка, оборудовано по 2 учебных места для обучающихся с нарушением зрения.

2 учебные аудитории оснащены комплектами оборудования для обучающихся с нарушением слуха.

В 4-х учебных аудиториях при работе с обучающимися с ОВЗ используется интерактивный комплект (проектор с интерактивной доской) и оборудование для реализации дистанционных технологий.

В колледже имеется специализированный кабинет дистанционного обучения и коллективного пользования специальными техническими средствами обучения.

В 9-ти аудиториях имеется по 1 интерактивному комплекту для обучающихся с нарушением зрения (моноблок с дисплеем Брайля и видеоувеличителем).

Лаборатория «Электротехники и электроники» оборудована специальным стендом «Электротехника и основы электроники», позволяющим выполнять лабораторные работы обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Стенд предназначен для выполнения лабораторных работ по дисциплинам – «Электротехника и электроника», «Основы электротехники» для специальностей: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Пожарная безопасность», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения».

В культурно-спортивном корпусе функционирует сенсорная комната, укомплектованная оборудованием для профилактики эмоциональных нагрузок, согласования движений частей тела при восприятии звука, ритма и цвета, снятия чувства тревоги, создания положительных эмоций, преодоления агрессивного состояния и избавления от страхов, развития взаимодействия у обучающихся друг с другом, улучшения внимания и памяти, развития оригинального мышления, снижения вегето-сосудистых реакций или невротических расстройств у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, стимулирования ослабленных и плохо функционирующих органов чувств.

В производственных мастерских для организации практического обучения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья созданы следующие специальные условия. Оборудование оснащено дополнительной шумоизоляцией и освещенностью. В помещениях установлено оборудование вентиляции и кондиционирования воздуха. На рабочих местах не применяются активные химические элементы.

Производственные помещения подобраны с ориентацией окон на теневую сторону. Шкафы, конструкция стеллажей исключают вынужденные наклоны туловища, полки расположены на уровне плеч и не выше человеческого роста. Столы  с устройством, регулирующим высоту и угол наклона поверхности, стулья (кресла) с устройством, регулирующим высоту сиденья и положение спинки.

Рабочие места расположены без подъема на этажи на минимальном удалении от входа. Ширина прохода к рабочему месту 1,2 м.

Подходы к оборудованию и мебели имеют ширину достаточную для безпрепятственного поворота кресла-коляски на 180о.

Оборудование рабочего места: стол, стул, оргоснастка имеют рабочую зону, доступную для работы при фиксированном положении тела, в соответствии с данными обучающегося.

Рабочий стол и стул имеют дополнительные приспособления и устройства, облегчающие вставание и сохранение рабочей позы.


3. Библиотека, приспособленная для использования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В библиотеке колледжа установлен стационарный видеоувеличитель ClearView C Speech с монитором 24 дюйма HD качества, предназначенный для просмотра текстов обучающимися с нарушением зрения,  программное обеспечение SuperNova Magnifier & Screen Reader  с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля. Magnifier & Screen Reader совмещает в себе все доступные возможности серии программного обеспечения SuperNova. Комплект включает в себя документ-камеру, которая позволяет просматривать, оцифровывать и мгновенно импортировать на интерактивную поверхность изображение путем наведения фокуса документ-камеры на нужный объект  (текст, снимок, физические объекты).

Для работы обучающихся с нарушением слуха библиотека оборудована акустической системой (система свободного звукового поля), объединяющая два FM-передатчика (микрофона) и колонку-громкоговоритель в портативную конструкцию. Внутри колонки находятся два громкоговорителя, обеспечивающих оптимальную направленность. Звуковые волны из громкоговорителей усиливаются в центре и распространяются по всей зоне слышимости, увеличивая охват помещения и повышая четкость сигнала. Благодаря этому одной системы достаточно для использования в данном помещении. Два микрофона позволяют вести мероприятие или занятие одновременно двум ведущим, а также участвовать в диалоге  обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В состав акустической системы входит беспроводной FM-приемник со встроенной индукционной петлей и обеспечивает необходимую связь.

В библиотеке имеется интерактивный комплект (проектор с интерактивной доской), используемый при проведении массовых мероприятий с обучающимися с нарушениями слуха,  опорно-двигательного аппарата, общими заболеваниями, F -70.

 


4. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ГБПОУ ГК для использования инвалидками и лицами с ограниченными возможностями здоровья приспособлены следующие объекты:

¾              универсальный спортивный зал;

¾              зал ритмики и фитнеса;

¾              тренажерный зал;

¾              бассейн.

Все объекты имеют сертификат испытательной лаборатории общества с ограниченной ответственностью «Проммаш тест» о соответствии требованиям безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий.

В колледже оборудована специальная спортивная площадка для развития двигательных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на которой расположен комплект учебно-спортивных тренажёров для инвалидов-колясочников.

Дополнительный спортивный инвентарь для использования на занятиях с инвалидками и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

¾                        гантели - 0,5кг;

¾                        медицинболы  - 2 кг;

¾                        мячи массажные  -275 см;

¾                        мячи попрыгун Torres  -  45 cм;

¾                        малые мячи;

¾                        гимнастический мяч (фитбол);

¾                        полусферы гимнастические;

¾                        палки гимнастические;

¾                        коврики гимнастические;

¾                        роллы.


5. Средства обучения и воспитания, приспособленные к образовательному процессу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная подготовка реализуется в ГБПОУ ГК на основе основных профессиональных образовательных программ и программ профессионального обучения, адаптированных к особым образовательным потребностям и возможностями здоровья конкретных обучающихся (далее - АОП).

Содержательные компоненты программы:

-  нормативные документы для разработки АОП;

-  используемые термины и определения;

-  общая характеристика адаптированной образовательной программы;

-  характеристика профессиональной деятельности выпускника;

-  требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы;

-  основные пользователи АОП;

-  документы, регламентирующие содержание и организацию  образовательного процесса при реализации адаптированной образовательной программы;

-  контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы;

-  обеспечение специальных условий для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

-  рабочие программы.

Общие особенности разработанных АОП:

-  дополнение перечня нормативных документов для разработки образовательной программы нормативно-правовыми актами, регламентирующими оказание образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидам;

-  внесение перечня используемых терминов и их определений;

-  включение в рабочий учебный план адаптационной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» в качестве курса по выбору объемом 64 аудиторных часа (из них 12 часов ЛПЗ), 34 – самостоятельной работы обучающихся;

-  внесение в раздел «Основные пользователи АОП» информации об особенностях (психолого-педагогическая характеристика обучающихся с конкретной нозологией, и особых образовательных потребностях обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-  внесение в раздел «Документы, регламентирующие содержание и организацию  образовательного процесса при реализации адаптированной образовательной программы» дополнительной информации о специальных условиях реализации программы по физической культуре;

-  замена раздела «Ресурсное обеспечение ОПОП ППСЗ» на раздел «Обеспечение специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» и внесение в пункт «Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса по адаптированной образовательной программе» информации о применяемых методах и средствах с учетом особых образовательных потребностей;

-  внесение дополнительных сведений об особенностях прохождения  практик с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

-  внесение дополнительных сведений об организации текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (критерии оценки остаются без изменений);

-  описание ресурсного обеспечения образовательной программы (кадровое, учебно-методическое, информационное, материально-техническое обеспечение) с учетом образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-   описание среды ГБПОУ ГК с учетом формирования инклюзивной культуры и толерантного отношения по отношению к обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (дополнительный пункт «Характеристика социокультурной среды ГБПОУ ГК, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

Особенности прохождения практики. При определении мест прохождения учебной и производственных практик учитываются индивидуальные особенности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и рекомендации по результатам медико-социальной экспертизы относительно рекомендованных условий и видов труда.

При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19 ноября 2013 года № 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31801).

Особенности контроля. Контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация проводятся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

В ходе текущего и промежуточного контроля возможно использование наиболее эффективной индивидуализированной формы:

-  письменно в тестовой форме, письменно на компьютере, письменно с использованием карточек-заданий, устно, индивидуально после занятий;

-  использование опорных конспектов и презентаций как дидактической основы мультирепрезентационного обучения и условия психологической защищенности, обучающихся;

-  предоставление дополнительного времени для подготовки ответа;

-  использование необходимых технических средств.

Зачеты и экзамены могут проводиться как в отдельной аудитории, так и в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей при проведении диагностики.

Продолжительность каждого аттестационного испытания дня может быть увеличена, но не более чем на 1,5 часа.

Возможно использование необходимых технических средств при сдаче зачета или экзамена с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Например, для слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования.

В программе также описывается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основе использования принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.

Для адаптации к особенностям обучающихся с нарушениями зрения справочного, учебного материала при реализации АОП, предусматриваются следующие условия:

-  адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых потребностей обучающихся;

-  наличие крупношрифтовой справочной информации о расписании учебных занятий;

-  ознакомление с инфраструктурой и территорией учебных корпусов (специальные экскурсии в начале каждого семестра по корпусам ГБПОУ ГК  для запоминания месторасположения кабинетов и помещений, которыми они будут пользоваться);

-  адаптация деятельности преподавателей с учетом особенностей коммуникации обучающихся (педагог, его собеседники, присутствующие представляются обучающимся, каждый раз называется тот, к кому педагог обращается, действия, жесты, перемещения педагога коротко и ясно комментируются);

-  учебно-методическое обеспечение представляется крупным шрифтом, тотально озвучивается (т.е. чтение не заменяется пересказом), так же, как и записи на доске;

-  обеспечивается необходимый уровень освещенности помещений;

-  предоставляется возможность использовать компьютеры во время занятий и право записи объяснения на диктофон (по желанию обучающегося);

-  применение компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации для обучающихся с нарушениями зрения.

Для адаптации к особенностям восприятия обучающихся с нарушениями слуха при реализации АОП, предусматриваются следующие условия:

1. Особенности методики обучения:

-  акцент на использование наглядности (максимальная визуализация изучаемого объекта, например, с помощью  компьютерных презентаций);

-  использование различных форм речи: устной (уровень развития остаточного слуха, умение считывать с губ), жестовой, письменной – в зависимости от навыков, которыми владеют обучающиеся;

-  разделение теоретического материала на небольшие логические блоки;

-  адаптация текста (не использовать длинные фразы и сложные предложения);

-  использование практики опережающего чтения, когда обучающие заранее знакомятся материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты (такой вариант организации работы позволяет обучающимся лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты);

-  употребление опорных конспектов, различных схем, придающих упрощенный схематический вид изучаемым понятиям).

2. Особенности организации учебных занятий:

-  дублирование звуковой информации с помощью визуальной информации;

-  применение сигналов, для лучшей ориентации в аудитории, оповещающих о начале и конце занятия (слово «звонок» пишется на доске);

-  неоднократное повторение без изменения слов и порядка их следования;

-  комплексное использование устной,  жестовой речи;

-  хорошая артикуляция, невысокий темп речи, четкость изложения материала, отсутствие лишних слов;

-  особенности контакта педагога и обучающегося (голос, жест, тактильное общение);

-  учет того, что обучающийся с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему (это не нарушение дисциплины, а необходимость - зрительная поддержка восприятия звуковой информации);

-  если беседа на занятии ведется в режиме диалога/полилога -  установка никогда не отворачиваться от группы (оптимальные условия для восприятия речи: слуховое и слухо-зрительное восприятие);

-  для ведения хорошего конспекта обучающимся с нарушением слуха требуются короткие и четкие формулировки основных положений каждой темы и невысокий темп изложения материала;

-  применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушением слуха.

3. Особенности взаимодействия с обучающимися с нарушением слуха:

-  привлечь внимание обучающегося, прежде чем начать общаться или заговорить с ним - установить зрительный контакт, при необходимости помахать или легко дотронуться, чтобы привлечь его внимание.

-  не поворачиваться спиной к обучающемуся;

-  чётко задавать вопросы, обращаясь к обучающемуся;

-  говорить в среднем темпе и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам);

-  не менять резко тему разговора (даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту;

-  использовать простые фразы и избегать несущественных слов;

-  использовать выражение лица, жесты, телодвижения, чтобы подчеркнуть или прояснить смысл сказанного;

-  написать то, что необходимо сказать или спросить, и показать это.

4. Особенности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

-  контроль проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;

-  контроль проводится письменно в тестовой форме, письменно на компьютере, письменно с использованием карточек-заданий, устно, индивидуально после занятий;

-  возможно использование опорных конспектов и презентаций как дидактической основы мультирепрезентационного обучения и условия психологической защищенности, обучающихся;

-  возможно предоставление дополнительного времени для подготовки ответа (не более чем 1,5 часа);

-  использование необходимых технических средств (звукоусиливающей аппаратуры).

5. Требования к обучающимся по конспектированию:

-  Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.

-  Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

-  На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок учителя и последующей проработки конспекта.

-  Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

-  Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

-  Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».

-  Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).

-  В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

-  Помнить, что конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

Для адаптации к особенностям обучающихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата при реализации АОП, предусматриваются следующие условия:

-  доступность путей передвижения;

-  информационно-навигационная поддержка;

-  дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами;

-  оборудование лестниц и пандусов поручнями;

-  специальные средства обеспечения доступности восприятия учебного материала: применение компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для лиц с НОДА, альтернативных устройств для ввода информации в доступных формах;

-  применение современных технических средств, предоставление возможности дистанционного компьютерного контакта преподавателей с обучающимися (на дому);

-  организация коррекционно-поддерживающего сопровождения в образовательном процессе;

-   обеспечение специального психологического сопровождения обучающихся на всех этапах профессионального образования;

-  обеспечение условий для психолого-педагогических реабилитационных мероприятий (занятия с психологом по решению личностных проблем и преодолению эмоциональных нарушений);

-  оборудование специальных учебных мест (увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличение ширины прохода между рядами столов).

Для адаптации образования к особенностям обучающихся  с общими заболеваниями (с хроническими заболеваниями внутренних органов и т.п.)   предусматривается следующее:

1. Принципы и правила работы с обучающимися:

-  Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

-  Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-  Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

-  Графическое, матричное и стенографическое сжатие информации (опорные конспекты).

-  Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за  успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

2. Подходы к обучению:

-  деятельностный подход;

-  проблемно ориентированный подход;

-  разноуровневый дифференцированный подход.

Общие средства, методы и подходы обеспечения доступности и индивидуализации процесса обучения для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для различных нозологий:

-  деятельностный подход;

-  проблемно ориентированный подход;

-  графическое, матричное и стенографическое сжатие информации (опорные конспекты);

-  мультимедиа-технологии;

-  обеспечение участия всех анализаторов при получении учебной и иной информации (конспекты лекций и материалы практических занятий как раздаточный материал, наглядные учебные пособия, макеты, модели, методические рекомендации для обучающихся и другие учебно-методические материалы, электронные учебно-методические комплексы и др.);

-  накопления и предъявление банка тематических кратких опорных конспектов (в печатном и электронном виде) с тестами к ним;

-  накопление и предъявление банка тематических мини-презентаций с гиперссылками (в печатном и электронном виде);

-  предоставление возможности дистанционного компьютерного контакта преподавателей с обучающимися (на дому);

-  использование разноуровневых практико-ориентированных заданий;

-  учет индивидуального темпа обучения (уменьшение объема практических, самостоятельных контрольных и других заданий, но не более чем на 10 %);

-  ликвидация пробелов в знаниях посредством организации дополнительных занятий с преподавателями;

-  помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

-  организация индивидуальных консультаций в случае длительного отсутствия;

-  выполнение письменных заданий на компьютере (при необходимости);

-  возможность замены устных ответов письменными работами;

-  «пошаговый» контроль на всех этапах обучения.

Особенности проведения занятий, позволяющие снизить нагрузку:

-  представление информации с использованием активизации мыслительной деятельности;

-  предъявление учебного материала с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы);

-  представление материала малыми дозами;

-  немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

-  обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, схемами и пр.;

-  тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем.

Воспитательная работа с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется комплексно путем создания оптимальной социокультурной среды.

Целью функционирования социокультурной среды в ГБПОУ ГК является создание условий для дальнейшего развития духовно–нравственной, культурной, образованной, гармонично развитой и деятельной личности, способной к саморазвитию, самореализации и эффективной реализации профессиональных и социальных качеств для достижения успеха в жизни.

Организацию воспитательной работы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и социальной защите, социальные педагоги, педагог-психолог, преподаватели, мастера производственного обучения, педагоги дополнительного образования, работники библиотеки, классные руководители и воспитатели общежитий.

Воспитательная работа включает в себя:

-организационно-педагогическое сопровождение;

- психолого-педагогическое сопровождение;

- социально-педагогическое сопровождение.

Организационно-педагогическое сопровождение включает в себя контроль над посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае обострения заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидацию академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя создание в колледже оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей помощь в развитии личности студента с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, его общекультурных и профессиональных компетенций, помощь в адаптации к учебно-воспитательному процессу с учетом индивидуальных, психологических особенностей и заболеваний, в подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии.

Цель психолого-педагогического сопровождения в колледже заключается в оказании помощи обучающимся в реализации своих способностей, знаний, умений и навыков для достижения успешности в профессиональной деятельности. Педагоги-психологи при работе с абитуриентами и студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья применяют специальные программные продукты.

Социально-педагогическое сопровождение включаете содействие в полноценном развитии и самореализации обучающихся, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими образовательной программы и профессиональном самоопределении, развитие социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии. А также оказание помощи родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям обучающихся, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе мезжведомственного взаимодействия.

В воспитательной деятельности используются такие формы, как:

-  тематические вечера,

-  экскурсии,

-  спортивные мероприятия,

-  квесты;

-  концерты художественной самодеятельности,

-  поездки в музей,  театр и кино и др.

На классных часах, которые проводятся не реже одного раза в неделю,  упор делается на такие темы, как пропаганда здорового образа жизни, беседы, посвященные профилактике употребления алкоголя, курения, культура поведения в общественных местах, организация досуга и др.


6. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация питания обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется штатными работниками столовой колледжа. Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. При формировании рациона питания соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

-     соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями подростков;

-     обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;

-     восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;

-     технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;

-     соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня.

Столовая имеет в наличии набор помещений и оборудования, позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность продукции и кулинарных изделий. Система хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации и отопления оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Питание обучающихся с инвалидностью и ОВЗ предусматривает: горячие обеды и ужины. Все желающие могут получать горячее питание, приобретая талоны комплексных обедов и ужинов в бухгалтерии колледжа. Стоимость одного талона на обед – 60 рублей, на ужин – 50 рублей.

Отпуск горячего питания обучающимся производится по графику питания. Для приёма пищи отводится 50 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Для поддержания порядка организовано дежурство классных руководителей.

Прием пищи обучающимися с инвалидностью осуществляется в отдельном зале столовой колледжа, специально предназначенном для лиц с инвалидностью и ОВЗ, который расположен на 1-м этаже культурно-спортивного комплекса. В зале установлены раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды и электросушилки.  В обеденный зал имеется отдельный вход, обеспеченный доступными путями движения: лестница дублирована пандусом; лестница и пандус имеют поручни, лестница и двери имеют контрастную окраску, вывеска дублирована шрифтом Брайля. Количество посадочных мест – 25.Это позволяет обеспечить посадку данной категории обучающихся за 1 прием.

 


7. Специальные условия охраны здоровья обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В ГБПОУ ГК создана оздоровительная инфраструктура для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, спортивные и тренажерный залы, оформлены «зеленые зоны» из цветочных композиций в коридорах и фойе колледжа, организовано горячее питание обучающихся.

ГБПОУ ГК несет в соответствии с законом «Об образовании» (статья 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, а также обязательство создать необходимые условия для работы медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Документом, определяющим гигиенические требования к условиям обучения, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 января 2003 г.)

При реализации в ГБПОУ ГК образовательных программ и программ профессиональной подготовки для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются:

¾   текущий контроль над состоянием здоровья;

¾   проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение охране здоровья, воспитание здорового стиля жизни;

¾   соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

¾   расследование и учет несчастных случаев с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья во время пребывания в ГБПОУ ГК в порядке, установленном законодательством РФ.

В ГБПОУ ГК оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении программ, с нарушениями развития и дезадаптацией, которая включает в себя:

¾   психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

¾   коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, сурдологическая помощь обучающимся;

¾   комплексная абилитация;

¾   комплексное сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации.

В колледже имеется система видеонаблюдения и система ограничения доступа посторонних лиц.

Охрана здоровья обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ ГК осуществляется по следующим направлениям:

¾   оказание первой помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья:

¾   организация питания;

¾   определение оптимальной учебной и внеурочной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

¾   пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам его соблюдения, обучение навыкам соблюдения требований охраны труда;

¾   организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления, для занятий физической культурой и спортом;

¾   прохождение в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

¾   профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

¾   обеспечение безопасности во время пребывания в колледже;

¾   профилактика несчастных случаев.

При организации учебно-воспитательного процесса неукоснительно соблюдаются санитарные нормы (объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности), что отражено в учебном плане и расписании занятий, при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; при соответствующей погоде уроки физической культуры проводятся на улице;  учитываются возрастные возможности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и их индивидуальные особенности на основании ИПРА и ПМПК.

В целях оздоровления и профилактики заболеваний обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется совместная деятельность с ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница».

Для организации эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безопасности жизнедеятельности ежегодно проводятся мероприятия с отделом ГИБДД ОВД по Георгиевскому городскому округу, ПСЧ-24 2 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю» г. Георгиевск.

В колледже работает библиотека, в фондах которой имеется научно-популярная и научно-методическая литература по вопросам здоровьесбережения. Классными руководителями проводятся классные часы, Уроки Здоровья, беседы с обучающимися по здоровьесбережению.

В колледже организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.

Для проведения профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации в колледже функционирует медицинский кабинет. В медицинском кабинете специалистами ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» проходит иммунизация. Диспансеризация обучающихся проводится специалистами ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница».

В ГБПОУ ГК создана поддерживающая среда: благоприятный психологический климат, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья вовлечены во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования. В колледже реализуются профилактические программы: «Разговор о правильном питании», «Не преступи черту», проходят тематические мероприятия, классные часы, анкетирование по выявлению факторов риска распространения психоактивных веществ и его оценка.

В ГБПОУ ГК обеспечена безопасная среда пребывания, в наличии имеется программа комплексной безопасности, планы работы по противопожарной безопасности, предупреждению и пресечению терактов, по обучению поведению в чрезвычайных ситуациях и др.

Для обеспечения безопасности колледж располагает:

¾   необходимыми первичными средствами пожаротушения;

¾   системой видеонаблюдения;

¾   ограждением по периметру территории колледжа;

¾   охранной и противопожарной сигнализацией;

¾   осуществляется круглосуточная охрана колледжа.

Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

Аудитории, лаборатории и мастерские имеют естественную и искусственную освещенность, обеспечены воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно–гигиенических правил.

Педагогические работники колледжа при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил. В повседневной воспитательной работе применяются рекомендованные и утвержденные методы профилактики заболеваний.

Преподаватели химии, физики, биологии, информатики, физической культуры, ОБЖ включают в программный материал обучение безопасному поведению, проводят инструктажи. Классные руководители проводят беседы и инструктажи по правилам поведения с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Основная мера предупреждения травм в колледже — это привитие дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности. Вопросы об условиях охраны здоровья обучающихся рассматриваются на педсоветах, совещаниях при директоре, производственных совещаниях, родительских собраниях.

Все педагогические работники колледжа прошли дополнительное обучение по программе повышения квалификации «Навыки оказания первой помощи педагогическими работниками».

Реализация организационно-педагогических условий для здоровьесбережения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья включает в себя формирование физиологической (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма), физической, психологической, интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их) культуры.

Данная работа направлена на усвоение знаний о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение склонности к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровьетворческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью.

В ГБПОУ ГК реализуется следующий порядок освоения дисциплины «Адаптивная физическая культура» на основе использования принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры:

-  занятия ведут преподаватели, имеющие переподготовку по адаптивной физической культуре;

-  в программе предусматриваются инструктивно-методические занятия и занятия по оздоровительной аэробике;

-  занятия адаптивной физической культурой осуществляются в спортивных залах и на открытом воздухе (специальные тренажеры, расположенные перед УСК, спортивная площадка, спортивный зал, зал фитнеса и ритмики, плавательный бассейн);

-  в специальной медицинской группе (при необходимости);

-  содержание занятий определяется преподавателем в зависимости от нозологии заболеваний и рекомендаций ПМПК;

-  в случае освобождение от занятий на длительный срок (более одного месяца) даются специальные  задания, которые можно выполнять в домашних условиях.

К целям обучения, отраженным во ФГОС, по определенной ОПОП добавляются следующие:

1. Преодоление физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни.

2. Формирование осознанного отношения к своему здоровью.

3. Овладение комплексами упражнений, благотворно влияющими на состояние здоровья с учетом заболевания.

4. Повышение функциональных возможностей и резистентности организма с учетом особенностей заболеваний; постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.

5. Обучение способом контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

6. Формирование у обучающихся культуры здоровья.

Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет направленность на осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к современным условиям рынка труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий, при проведении которых преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации.

К особенностям содержания программы относится увеличение объёма упражнений профилактической и общеразвивающей направленности, включение упражнений коррекционной направленности; выполнение практических заданий по использованию средств адаптивной физкультуры в режиме дня.

Средства, используемые при реализации программы:

1.                физические упражнения;

2.                корригирующие упражнения;

3.                коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4.                оздоровительная (фитбол) аэробика;

5.                материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

6.                 наглядные средства обучения.

 


8. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В ГБПОУ ГК открыт доступ к электронно-библиотечным системам biblioschool,ru  - 2000 доступов и IPRbooks – 2500 доступов. 

Для удаленного входа в систему через сеть Интернет имеются логины и пароли.  Каждый пользователь регистрируется в системе и имеет доступ к ресурсу, объединяющему лицензионную учебную и научную литературу, журналы,  аудиоиздания,  видеокурсы,  он-лайн тесты.

Обращаться к системам студенты  могут без ограничений,  круглосуточно, с любого устройства.


9. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

 

В ГБПОУ ГК реализуется система управления обучением Moodle, ориентированная на организацию дистанционного взаимодействия между преподавателем и обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, установлена и активного используется программная платформа объединённых коммуникаций TrueConf, которая позволяет организовать дистанционное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, проведение групповых видеоконференций.

 


10. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:

FrontRowtoGo (в комплекте 2 микрофона, сетевые кабели, комплект креплений) - 1 шт.;

FM- приёмник ARC с индукционной петлей – 3 шт.;

Интерактивный комплект (проектор с интерактивной доской) – 5 шт.;

Радиокласс (радиомикрофон) "Сонет-РСМ" РМ 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) – 2 шт.;

Информационно-коммуникационная панель для инвалидов по слуху (состав системы: индукционная панель с сенсорным дисплеем, кабель питания панели, настольный микрофон, планшет для обратной связи, зарядное устройство для планшета, руководство пользователя системы - 1 шт.;

Принтер для односторонней печати рельефно-точечным шрифтом Брайля с бумагой (комплект) – 1 шт.;

Электронная лупаПО SuperNova Magnifier & Screen Reader (3-1) – 2 шт.;

Видеоувеличитель OptelecClearNote HD (Поворотный) – 2 шт.;

Видеоувеличитель OptelecCompact 5HD World (мобильный) – 2 шт.;

Видеоувеличитель OptelecClearView C с монитором HD 24 дюйма (Стационарный) – 1 шт.;

Машина сканирующая и читающая текст OptelecClearReader+ - 2 шт.;

Клавиатура для читающей машины ClearReader – 2 шт.;

Дисплей Брайля 40 строчек – 2 шт.;

Интерактивный комплект (моноблок с увеличителем) –  9 шт.;

Персональный компьютер с большим монитором (19-24") – 2 шт.;

Ресивер для беспроводной связи – 2 шт.;

Клавиатура, адаптированная с крупными кнопками, пластиковая накладка, разделяющая клавиши – 2 шт.;

Джойстик компьютерный адаптированный. 2 шт.;

Выносная компьютерная кнопка, большая. 2 шт.;

Выносная компьютерная кнопка, малая. 2 шт.;

Адаптированная мышка в наборе (ножная) 2 шт.;

Адаптированная мышка в наборе (головная) 2 шт.

Стенд «Электротехника и основы электроники» для лабораторных работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

11. Общежитие не приспособлено для проживания инвалидов